Что такое спиральная динамика?
Спиральная динамика — модель эволюционного развития людей, организаций и общества. Теория была разработана Доном Беком и Крисом Кованом и базировалась на теории эмерджентных циклических уровней существования Клера Грейвза, меметике Ричарда Докинза, и далее развивалась Михаем Чиксентмихайем. Позднее, появилась теория Интегральной спиральной динамики, которая была разработана Кеном Уилбером и Доном Беком.
В 1952 году Клер Грейвз начал работать над теорией эмерджентных циклических уровней существования с целью объяснить почему люди по-разному реагируют и обладают разной мотивацией. В 1966 году он публикует первую модель системы семи уровней мышления. В 1974 году он выпускает окончательную версию: система теперь состоит из двух ступеней, при этом в первой ступени шесть уровней мышления, а во второй — две. В своей теории он использовал две спирали: первая спираль — условия жизни, вторая спираль — пробуждающиеся возможности мышления. Условия жизни были придуманы под влиянием теории «иерархических потребностей» Маслоу.
В 1975 году Бек и Кован впервые встретились с Грейвзом и работали с ним до самой его смерти в 1986 году. Итогом их работы становится выпуск книги «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями» (1996).
Spirale der Entwicklung
Теорию Грейвза они дополнили терминологией и придумали цветовую схему для уровней, сделав теорию привлекательнее.
Почему динамика «спиральная»?
- При переходе на следующий уровень опыт, полученный на предыдущем уровне, сохраняется, как будто вы добавляете новый слой на луковицу (хотя некоторые считают, что слой на самом деле снимается).
- Развитие имеет спиральную природу, повторяя опыт предыдущего уровня.
- Это наилучшая визуализация сложной теории, которая пытается объяснить все явления и объединить их в единую систему.
Эксперимент с пирамидками
В этом эксперименте принимают участие от 4 до 12 человек. Исследователь объясняет, что они будут тестировать, как люди воспринимают фигуры разных форм и цветов. Формальная цель эксперимента — проверить гипотезу о том, что цвета разных форм воспринимаются по-разному.
В начале эксперимента ведущий показывает разные фигуры, и все участники называют их правильно. Это делается для того, чтобы испытуемый привык повторять за группой. Затем выносят черную и белую пирамидки, и здесь начинается самое интересное! Один за другим подготовленные участники называют обе пирамидки белыми. Затем приходит очередь последнего испытуемого, который думает, что участвует в тестировании зрительного восприятия. Как думаете, что ответили бы вы?
На самом деле, 60-65% участников называют обе фигуры белыми, игнорируя наличие черной пирамидки. Это демонстрирует, какое парадоксально сильное влияние оказывает на нас социум.
Уровни спиральной динамики
Каждому уровню соответствует свой образ.
Бежевый – одинокий человек выживает в непонятном мире, например, придя на работу в новую компанию.
Фиолетовый – племя, группа своих людей, например, коллег-друзей, которых ты нашел в новой компании. Это островок безопасности, окруженный непонятным и опасным.
Красный – отряд героев, которые идут чтобы изменить мир своей волей, подчинить себе. Так воспринимают себя многие стартапы.
Синий – большая иерархическая организация: империя, армия или корпорация, устроенная по своим законом и несущая свой порядок в остальной мир. Организация сильнее любого отряда героев.
Оранжевый – предприниматели, которые знают чувствительные точки и могут добиваться успеха, изменять мир, организуя для этого всех остальных.
Зеленый – сообщество хороших людей, которое совместно меняет мир в лучшую сторону, действуя в общем согласии, консенсусе.
Желтый – команда разных, дополняющих друг друга людей, которые самореализуются в своем деле и делают мир лучше. Естественно, разные люди могут видеть разные пути достижения целей, консенсус заменяется на консент – право на действия при отсутствии возражений и координации.
Бирюзовый – мир как большая сетевая структура взаимосвязанных команд и организаций желтого уровня, каждая из которых меняет мир к лучшему, где человек действует в нескольких из них, в соответствии со своим выбором и понимая свой вклад.
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+79108271849
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь
авторизуйтесь