О НЕКОТОРЫХ СНОВИДЧЕСКИХ ПОНЯТИЯХ — НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ СНОВИДЕНИЙ
I. Утро 12 июля
Прямо-таки хрестоматийный сон для разъяснения многих сновидческих понятий и явлений.
Сюжет примерно такой. Конец 80-х годов прошлого века. Меня с группой других студентов отправляют (видимо, за какие-то заслуги) на экскурсию в ГДР, я там в качестве журналиста, хотя тоже студент. Граница СССР и ГДР прямая сухопутная (чего на самом деле не было, но на что я обратил внимание уже позже). При пропуске через таможню нам на руки надевают оранжевые ленточки. Есть ленточки и других цветов (как минимум, чёрные и белые), они должны «маркировать» цель визита. Я задерживаюсь на пропускном пункте (это как-то связано с тем, что я журналист: то ли надо оформить какие-то дополнительные бумаги, то ли я хочу что-то сфоткать или спросить), поэтому отстаю от группы и теряю её из виду. Пока я их разыскиваю, выясняется, что студенты разбрелись по городу, их (и меня) впечатляет разительное отличие ГДР от СССР в лучшую сторону, у нас невольно появляются мысли на грани крамольных: мол, если лучше даже в ГДР, то насколько хорошо в ФРГ. Мы бродим по городу в поисках «запретных» в СССР развлечений. В том числе мы узнали, что тут показывают какой-то «советский эротический фильм» (в беседах проскальзывает, что это не «Интердевочка» — хотя, вроде, название тоже всем знакомое), есть игровые автоматы на деньги, бары с какими-то неизвестными в СССР напитками и пр. Очень хорошо передана эта атмосфера — когда вроде как законопослушные советские граждане шепотком обсуждают полузапретные темы. Также всё очень чётко и детально, видна каждая трещинка в асфальте. В какой-то момент я вижу едущий по городу танк, у него есть выступы на броне, которые я сравниваю с рогами трицератопса. На некоторое время я теряю его из виду (то ли он заехал за дом, то ли я отвернулся), потом я вижу настоящего трицератопса, болотно-зелёного цвета, с коричневым детёнышем. Трицератопс бесится, ломает решётки ограждений вокруг спортплощадки, отделяющей его от меня, я пугаюсь, но до меня он не доходит. В общем, после ещё некоторых блужданий, реалистичных и не очень, я возвращаюсь в СССР. Внезапно... у меня есть крепостные. Я вызываю их на перепись. Сперва баб, их много, они дружно идут и поют, я их считаю. Потом мужиков, их всего где-то десяток, но меня это не удивляет, я во сне понимаю, что, раз один мужик может оплодотворить много баб, значит, этого достаточно.
И вот на этом месте начинается самое интересное. Мужики дают мне какие-то бумажки, похожие на рекламные буклеты. Со мной есть кто-то ещё из студентов, с которыми мы были в ГДР, я даже не помню, какого пола. Мы разглядываем буклет, я начинаю читать текст, по сновидческой привычке — одну и ту же строчку несколько раз (пока что неосознанно). И тут понимаю, что текст начинает меняться, и своему товарищу так радостно: «опаньки, а это же сон: смотри, тут в буклете текст постоянно меняется». Я демонстрирую ему это, он тоже читает и понимает, что это так. Я пытаюсь запомнить хотя бы некоторые строчки, это вроде бы получается, но поскольку текст меняется, вскоре я на это забиваю, потому что его слишком много. Но всё-таки запомнил, что в одном фрагменте появилось слово «Путин» (я прокомментировал товарищу, что это тоже доказательство того, что мы во сне, потому что это анахронизм), а в другом идёт какое-то описание конца света, и указывается дата — 6030 год. При этом я понимаю, что один из фоновых звуков, на который я раньше не обращал внимания, хотя и слышал, — это шум проезжающих машин за РЕАЛЬНЫМ окном, и вхожу в состояние «двойной перспективы» — то есть, одновременно вижу сновиденную картинку и сохраняю способность говорить и действовать во сне, но начинаю чувствовать своё физическое тело, слышать окружающие звуки и пр. Таким образом, я получаю то самое подтверждение того, что это действительно ОС, а не «сон о том, как я осознался во сне», — тот парадокс, о котором я периодически говорю в лекциях. Это продолжается довольно долго, мы обсуждаем с товарищем эти эффекты и детали текста, но постепенно сновиденная картинка всё же бледнеет, а реальная становится ярче, и я окончательно просыпаюсь.
А теперь хрестоматийная часть.
1. Хронотоп. Место и время происходящих событий, хотя бы с поправкой на искажения. С местом тут просто, это СССР и ГДР, но, конечно, прямой границы на самом деле нет, да и вряд ли крупный город мог быть непосредственно у границы. Интереснее с датировкой: сама атмосфера указывает на конец 80-х — начало 90-х, но упоминание «Интердевочки» даёт более точную дату — не ранее 1989-го (когда был снят этот фильм).
2. Цвета. Не знаю, как у кого, но у меня обычно цвета во сне чуть приглушённые, и на них редко удаётся сосредоточиться (хотя недавно мне это удалось дважды в течение месяца). Здесь я чётко обратил внимание на оранжевые, чёрные и белые ленточки, а также на болотно-зелёный танк и такого же трицератопса и на его коричневого детёныша.
3. Детализация. Часто картинка бывает размытой, в данном случае была видна каждая мельчайшая деталь.
4. Атмосфера. Кроме фактологического сюжета (и даже больше, чем он), во снах важна эмоциональная составляющая. Сон может быть ужастиком по сюжету, но восприниматься отрешённо, как фильм, и тогда он не будет кошмаром, а может показаться ужасным и что-то вполне банальное.
5. Несоответствия. Они помогают понять, что ты спишь. Здесь это прямая граница СССР и ГДР, танк-трицератопс с детёнышем, крепостные в СССР. Хотя в данном случае я осознался не на них.
6. Анахронизмы. Разновидность несоответствий. В данном случае, кроме трицератопса и крепостных, это ещё и фамилия Путина.
7. Текст. Его обязательно нужно читать несколько раз, чтобы проверить, меняется ли он (и осознаться, если меняется). Также надо стараться его заучивать и выгугливать потом. Или хотя бы запоминать столько деталей, сколько получится (в данном случае, к сожалению, это только «Путин» и 6030-й год в контексте конца света.
8. Проблема «осознания». Если мы работаем наяву с какой-то темой, высока вероятность, что она нам приснится. Если мы работаем химиком, нам может присниться бензольное кольцо или таблица элементов. Если мы читаем об ОСах, нам может присниться, что мы осознались во сне. Причём очень сложно понять, действительно ли мы осознались, или это нам только приснилось. Наверняка есть нейрофизиологические способы, но они мало кому доступны, поэтому сновидец должен нарабатывать свою базу методов, помогающих это различать.
9. Осознание и пробуждение. Часто осознание быстро приводит к пробуждению. Надо учиться оставаться во сне как можно дольше после осознания.
10. «Двойная перспектива». Ситуация, когда одновременно воспринимается и сновиденная реальность, и «физический мир». Чаще всего — обычный сон, но со звуками или ощущениями из яви (это могли испытывать все), реже — более интересные сочетания. Очень удобный момент для осознавания, а также хороший способ проверить, действительно ли ты осознался, или тебе снится, что ты осознался. Есть некоторые методы для наработки этого навыка, один из них я, например, применял и сам, и давал ученикам — не объяснив, какие должны быть эффекты, — и они дали схожее описание.
11. Датировки. Про «Интердевочку» я уже сказал — то есть, если упоминаются имена/названия из яви, можно датировать по ним (отдавая себе отчёт, что могут быть анахронизмы, или полное смешение эпох, или вообще некая «фэнтезийная» реальность). Но самое интересное здесь — 6030 год в контексте конца света. Календарей, естественно, много, и можно было бы проверить даты по многим из них. Но меня (уже наяву, конечно) больше всего интересовали те, которые дадут даты, близкие к нашему времени. Оказалось, что по Джеймсу Ашшеру, родоначальнику библейской хронологии, это будет 2025-й год (по одному из масонских — 2030-й, но Ашшер тут более «аутентичен»). Разумеется, во сне никаких таких вычислений я не производил.
II. Утро 24 июля
Кто бы видел, какой кровавый трэшак мне иногда снится — упрятал бы в дурку. Причём, подчёркиваю, это не кошмары (каковых у меня вообще не бывает), а скорее «ужастики», которые я просматриваю с таким же отстранённым интересом, как киношные.
Сегодня вот была целая «гипнофраншиза» (от слова «гипнос» — «сон») в жанре чёрной комедии. Где отрезанные дверью головы и люди, целиком разрезанные тонкой проволокой на кусочки, были ещё довольно лайтовыми сценами по сравнению с некоторыми. Я был вроде как сторонним наблюдателем, но иногда мог смотреть и глазами некоторых персонажей.
Всего во франшизе (я видел общую афишу) было не менее 16 частей, сгруппированных блоками по 4. Первая называлась совершенно невинно — «Закажи себе ещё кусочек пиццы» (или как-то в этом роде), и 3 следующих, соответственно, «Закажи себе ещё 2 кусочка пиццы» и т. д., где 2, 3, 4 выделялось крупным шрифтом на афише и в титрах, обозначая номер части. Названия более поздних частей не помню, но там было и с более прямым указанием на жанровую принадлежность (я посмотрел не менее 5 частей, что, при средней продолжительности полнометражного фильма, означает примерно 7,5-10 часов субъективного времени — которое, конечно, сильно меньше реальной продолжительности сна).
Сюжет всё время строился по определённой схеме. На одном из этажей некоего небоскрёба проходит какое-то мероприятие (в разных частях это была вечеринка, бизнес-конференция, полицейское расследование, мафиозная встреча и т. д.), на которое собираются главные герои (иногда приходят целенаправленно, иногда попадают случайно). Сперва этаж можно нормально покинуть (некоторые герои спокойно уходят, но, ничего не подозревая, по каким-то причинам возвращаются), но потом это становится невозможно: лифты или вообще перестают работать, или, куда бы их ни отправили, мистическим образом открываются на том же этаже, лестницы или заблокированы, или никуда не ведут. Потом начинаются смерти, и сюжет быстро становится всё более кровавым, а попытки выбраться — всё более отчаянными. Как минимум, в одной из частей кто-то пытается даже сброситься из окна, но, только коснувшись земли, как бы просыпается «из сна в сон» и оказывается на том же этаже (он пытается сделать это ещё несколько раз, но всегда с тем же результатом, так что отказывается от этих попыток). В итоге выясняется, что бойню спровоцировал некий демон (во всех частях один и тот же): убийства совершаются либо ради него, либо им самим (в том числе чужими руками). При этом в числе главных героев есть некто связанный с этим демоном, о чём он часто даже не знает.
В разных частях сна присутствуют отсылки к прошлым частям, а также к классике кинематографа (как минимум, к «Крепкому орешку», «Тринадцатому этажу», «Твин Пиксу», «Кошмару на улице Вязов» — причём это не случайные сходства, а именно прямые отсылки, как делал бы настоящий режиссёр).
Теперь, как и в посте выше, немного «хрестоматийной» части — то есть, рассуждений о некоторых сновидческих явлениях, которые тут присутствовали.
1. Атмосфера. Я писал в прошлый раз (немного в другом контексте), что «сон может быть ужастиком по сюжету, но восприниматься отрешённо, как фильм, и тогда он не будет кошмаром». Так вот, это как раз оно.
2. Типовой сюжет. Сновидения, основные элементы которых (сюжет, архетипы персонажей, локации и пр.) в общих чертах совпадают. Если какой-то типовой сюжет встречается у вас регулярно в разных снах, а особенно — если он вызывает сильный эмоциональный отклик, — это может указывать на какую-то нерешённую проблему, и такой сон обязательно надо проработать более подробно. Но в данном случае это не оно, все повторы — в рамках одного сна, причём они концептуальны с точки зрения вашего «режиссёра сновидений».
3. Ключевые слова. Имена, названия, цитаты из книг и другие текстовые фрагменты предположительно высокой уникальности. Их обязательно стоит гуглить после пробуждения. В данном случае это название фильма «Закажи себе ещё кусочек пиццы». Ничего близкого я не нашёл (дословно фраза вообще не гуглится, несмотря на её простоту), кроме индийского фильма ужасов «Пицца» 2014 года. Хотя, кажется, по сюжету не слишком похоже, но, возможно, стоит посмотреть.
4. Ракурс. Собственно, с чьей позиции ведётся наблюдение. От 3-го лица — как бы сверху. Как вариант — просмотр «как бы фильма», когда даже есть ощущение экрана (в этот раз часто было именно так). От 1-го лица — когда ты смотришь глазами персонажа. Причём бывает, что разные эпизоды смотрятся от разных персонажей. А иногда даже бывает, что от нескольких персонажей одновременно. В этот раз было, как минимум, регулярное переключение с 1-го на 3-е лицо, с режима «сверху» на режим «экран», с одного персонажа на другого.
5. Субъективное время. То, как воспринимается наблюдателем прожитое во сне время (в отличие от того времени, которое он реально провёл во сне). Иллюстрация к этому понятию — картина Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (понятно, что всё нарисованное там развёртывалось более чем за секунду). За несколько минут до пробуждения (между двумя будильниками) может пройти целый полносюжетный сон. Вообще же за одну ночь мне доводилось прожить несколько дней, много лет, целую жизнь и даже несколько жизней. В данном же случае за реальное время, вряд ли превышающее пару часов (а скорее меньше), я посмотрел «фильмы», эквивалентные по продолжительности 7,5-10 часам.
6. Матрёшка. Сон, из которого «пробуждаешься» не в явь, а в другой сон. У меня бывало до 7 таких уровней снов, в 6-м из которых я рассказал находящемуся рядом брату о предшествующих, а потом проснулся окончательно и рассказал ему об этом снова, включая последний эпизод. В другой раз, будучи в сне «второго уровня», я решил осознаться (или мне приснилось, что я решил осознаться — об этой проблеме я уже писал ранее), для этого я заснул во сне, мне приснилось, что я — маленький щенок, и уже будучи щенком, я смог осознаться на самом деле. Но здесь матрёшка скорее даже не у меня, а у одного из персонажей, от лица которого я смотрел часть сюжета и который, самоубиваясь во сне (см. далее), возвращался в сюжет, который тем самым становился для него «матрёшкой».
7. Самоубийство во сне. Если вы понимаете нереальность происходящего, а сюжет вам неприятен, хороший способ покинуть сюжет — это убить своего персонажа любым доступным способом (часто это падение с большой высоты: во-первых, вам для этого не нужны никакие особые приспособления, во-вторых, процесс нельзя прервать, когда уже начал, и потому проще довести до конца, а в-третьих, есть вероятность взять сюжет под контроль и, скажем, полететь или просто приземлиться мягко). Это может привести либо к выбрасыванию в явь, либо просто к переключению сюжета. Но может, как в данном случае, всего лишь увеличить глубину «матрёшки». Кстати, уйти от сюжета путём самоубийства персонажа — один из первых сознательных сновидческих приёмов, который я освоил ещё тогда, когда даже не знал, что работа со сновидениями — это какая-то особая практика, и был уверен, что это могут все или почти все (да, в связи с этим я люблю подчёркивать, что я — сновидец, не зависящий от кастанедческой линии, потому что начал этим заниматься ещё тогда, когда ничего на эту тему не читал, да и вообще когда, наверное, русские переводы Кастанеды ходили ещё в самиздате).
ВНИМАНИЕ! Не пытайтесь повторить наяву!
8. Режиссёр сновидений. Субличность (или не субличность?), которая сочиняет не только сюжет, но и детали сновидения. Я не знаю, кто это, что это, и зачем это, но очень часто детали, которые оно сочиняет, достойны «Оскара». Они, определённо, часто бывают значительно сильнее, чем я мог бы придумать наяву, если бы взялся за написание сценария по заданному сюжету. И, кстати, этот факт — один из важнейших аргументов против злоупотребления ОСами: если весь ход сновидений брать под свой осознанный контроль, ему не остаётся пространства для творчества. А значит, во-первых, сны не смогут быть такими захватывающими, как в неосознанном состоянии, а во-вторых, мы не сможем столь же эффективно втаскивать сочинённые «режиссёром сновидений» ходы в наше бодрственное творчество — как это делают многие художники, режиссёры, писатели и (как я) поэты.
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+79108271849
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь
авторизуйтесь