Фичино родился 19 октября 1433 года в Фильине, Италия. Мало что известно о его детстве до того момента, пока Козимо Медичи не признал, что Марсилио обладает огромным потенциалом ученого. Известный Козимо через своего отца (который, как считается, был врачом флорентийского правителя), он получил покровительство и дозволение перевести многие великие произведения древности на латынь. Именно это дало Фичино возможность стать одним из самых выдающихся философов Италии эпохи Возрождения.
Горбатый, шепелявый и склонный к меланхолии, Фичино был при этом блестящей и харизматичной личностью. Он не уставал говорить своим читателям, что родился под влиянием Сатурна, что испортило всю его жизнь. Появившийся на свет в то время, когда Водолей находился на асценденте, он считает, что родился в районе 21-го часа. При его рождении не было записано ни одного часа, поэтому Фичино должен был полагаться на память своих родителей. В 15 веке часы все еще отсчитывались от конца дня. Первый час был на закате, что означает, что 21-й час 19-го числа был где-то между 13:00 и 14:00. Используя информацию из его переписки, чаще всего указывается время 13:26.
Чего Фичино, по-видимому, не понял, так это того, что Марс еще не находился в Водолее во время его рождения, как он думал, а на самом деле все еще был в Козероге. Марс находится в экзальтации в Козероге, позиции силы этой планеты. Возможно, это объясняло его известную вспыльчивость, которая так же быстро рассеивалась. Вполне вероятно, что Фичино знал о других полезных влияниях в своей карте. Например, Меркурий находится на Середине Неба, что является традиционным признаком успешной писательской карьеры. Его Солнце в Скорпионе находится в 9-м доме, доме философа. Тем не менее, неудивительно, что положительные влияния в карте Фичино получают от него мало внимания, в то время как более сложные влияния постоянно находятся на переднем крае его попыток лучше понять свою жизнь.
Герметические тексты
Герметические тексты были постоянным ориентиром для Фичино. Хотя отцы церкви, а именно Августин и Лактанций, постоянно ссылаются на эти тексты в своих работах, они не одобряли астрологию и, вероятно, не одобрили бы преданность ей Фичино. Однако он не видел конфликта со своими христианскими верованиями и герметическими текстами, стремясь примирить две философии в единую доктрину веры. Фичино нашел в герметических текстах астрологию, полностью соответствующую не только христианской традиции, но и своему видению человечества, его достоинства и его центрального положения в космосе. Значение герметических текстов для Фичино лучше всего проявляется в его готовности отложить работы Платона, чтобы сосредоточиться на новых переводах. Фичино помещает Гермеса Трисмегиста, который считается автором этих древних текстов, во главу иерархии величайших философов, считая его еще и величайшим священнослужителем и величайшим правителем. Возможно, именно к этому древнему авторитету Фичино обращался больше всего, чтобы лучше понять древнюю мудрость, которую он стремился постичь.
Предсказательная астрология
Некоторые ученые считают, что Фичино страдал от постоянного внутреннего напряжения из-за своего неоднозначного интеллектуального и нравственного отношения к астрологии, и именно это давление стало причиной его колебаний. Есть предположения, что Фичино склоняется перед христианско-церковной точкой зрения, в соответствии с которой небесные тела действительно могут иметь власть над телами людей, но они не могут оказывать никакого влияния на разум или волю. Хотя преданность Фичино христианству не подлежит сомнению, нельзя недооценивать значительное влияние, которое перевод герметических текстов оказал на его взгляды на астрологию.
Было много заявлений о том, что Фичино боролся против любых попыток предсказать будущее с помощью астрологии и что он не одобрял использование предсказательной астрологии. Однако есть несколько писем, в которых Фичино именно так и поступил. В письме Лоренцо де Медичи Фичино предупреждает о некоторых предстоящих событиях, которые могут вызвать затруднения у флорентийского правителя.
Лоренцо, сегодня и завтра будьте начеку; ибо Марс, переходящий в Козерог, ваш асцендент, смотрит квадратным аспектом сегодня на Сатурн, а завтра на Солнце. Кроме того, сам Сатурн, управитель вашего асцендента, еще не совсем прошел через лучи Солнца. [16]Фичино продолжает, что он тоже должен быть начеку, потому что Сатурн также является управителем его собственного асцендента. В том же письме Фичино сообщает Лоренцо, что он приходил к нему на днях, чтобы предупредить об этих предстоящих транзитах, но ему пришло в голову, что лучше всего подождать, пока время не подойдет. «Ибо своими предсказаниями мы часто предвосхищаем зло, которое будет в далеком будущем, или иногда воображаем зло, которое никогда не сбудется». [17] Фичино сомневается не в законности предсказательной астрологии, а скорее в применении предсказания.
Еще более ясное указание на то, что Фичино иногда практиковал искусство предсказательной астрологии, можно увидеть в письме к Зенобио Романо, озаглавленном «Ответ о гороскопе: суждение может быть очень ошибочным» . В этом письме Фичино ответил на запрос о гороскопе:
Хотя в данный момент у меня нет с собой инструментов, обычно используемых для точного исследования и измерения небес, позвольте мне с моим притупленным умом произвести что-нибудь на время. Мне не кажется хорошей конфигурация неба, при которой Марс занимает середину неба, Сатурн находится в шестом доме, Юпитер сожжен, а Солнце находится в квадрате к Луне. [18]Хотя он продолжает предупреждать, что это не помогает предсказывать зло или сильно доверять этому, его доводы заключаются в том, что суждения часто ошибочны, а не в каком-либо скептицизме в отношении достоверности астрологии. Фичино сомневается не в астрологических знаниях, а в применении этих знаний. Возможно даже, что Фичино проявляет некоторые сомнения в своих способностях астролога.
Критика его работы
Как видно из заявлений во введении к третьей книге De Vita , Фичино часто ожидал столкнуться с некоторыми возражениями против своего занятия астрологией. В письме к Ринальдо Орсини, архиепископу Флорентийскому, он признает, что многим может показаться любопытным интерес священника к таким вопросам.
Люди, возможно, посмеются над священником, который интересуется астрономией. Но я, полагаясь на авторитет персов, египтян и халдеев, полагал, что если земные дела действительно касались других, то небесные дела в действительности были единственной заботой священника; так что, в то время как человеческие дела могут быть предоставлены человеческому совету, вопросы высшей власти должны быть переданы небесному правителю. [19]Защита Фичино астрологии вызвала критику со стороны Буркхардта, известного историка эпохи Возрождения XIX века. По словам Буркхардта, вера в астрологию — это заблуждение, и он считает ее жалкой чертой жизни того времени. Он обращает особое внимание на то, что Фичино рисовал гороскопы детей Лоренцо Медичи, обещая юному Джованни, что однажды он станет папой. Даже то, что Фичино был прав в своем прогнозе, не остановило Буркхардта от его насмешливого тона. Действительно, как и предсказывал Фичино много лет назад, юный Джованни вырос и стал печально известным папой Львом X.
Буркхардт сразу же похвалил Пико делла Мирандола за его опровержение астрологии. По мнению этого ученого эпохи Возрождения, главным достижением Пико было изложение положительного христианского учения о свободе воли и управлении вселенной. Однако опровержения Пико астрологии редко носят откровенно религиозный характер. Тем не менее Буркхардт приписывает Пико фактическое крушение астрологии. «Первым результатом его книги было то, что астрологи перестали публиковать свои учения, а те, кто их уже напечатал, более или менее устыдились того, что они сделали». [20] Поскольку Пико умер в 1494 году, а астрологи продолжали публиковать свои работы еще долгое время после этого, признание, приписываемое Буркхардтом Пико за дискредитацию и уничтожение астрологии, кажется необоснованным.
Сомнения Фичино
Хотя ученые эпохи Возрождения уделили разумное внимание астрологическим практикам Фичино, они подверглись критике за их очевидные несоответствия. В своих сочинениях Фичино формулировал свои взгляды на астрологию только для того, чтобы в последующих сочинениях выражать нечто совершенно иное. Позже он вернется к ранее высказанному мнению, предоставив комментаторам обвинять философа в нерешительности. Однако, если мы подойдем к отношению Фичино к астрологии в целом, а не как к ряду разрозненных сочинений, мы можем обнаружить, что именно его отрицание, а не принятие астрологии, демонстрируют его непоследовательность, и что его наиболее последовательная позиция на протяжении всей его жизни была из глубокого почтения к искусству астрологии.
Более вероятную причину колебаний Фичино в его отношении к астрологии можно увидеть в политических и религиозных событиях во Флоренции того времени. Эти события наиболее тесно связаны с Джироламо Савонаролой, доминиканским священником и правителем Флоренции. Ученые предложили отношение Фичино к Савонароле как возможное объяснение опровержения Фичино астрологии, за которым последовал его явный поворот. Савонарола часто использовал антиастрологическую полемику для поддержки своих политических планов во Флоренции. Он и его последователи цитировали утверждения в «Диспутациях », написанных Пико, что астрология и все естественные формы пророчеств были вдохновлены злыми демонами, которые надеялись подорвать высшее пророчество, лежащее в основе претензий Савонаролы на политическую власть.
Фичино, по его собственному признанию, изначально был последователем Савонаролы, и, возможно, ему было трудно открыто говорить о своих астрологических убеждениях, поддерживая этого политического лидера. Также возможно, что он был склонен к поддержке Савонаролы благодаря одобрению, которое его друзья Пико и Кавальканти оказали доминиканскому священнику. По крайней мере, отчасти благодаря наущению Савонаролы Пико так резко выступил против астрологии, и вполне возможно, что Фичино последовал его примеру. После того, как Пико умер в возрасте 32 лет, споры остались неопубликованными. Именно племянник Савонаролы и Пико отредактировал и опубликовал произведение. Некоторые ученые считают, что эта работа была существенно изменена и что трудно определить, насколько яростным противником астрологии на самом деле был Пико.
Однако нельзя утверждать, что влияние Савонаролы несет исключительную ответственность за нападки Фичино на астрологию. В письме к Полициано от 20 августа 1494 года Фичино уверяет своего друга, что у него всегда были сомнения по поводу астрологии. Много лет назад Фичино продемонстрировал свое первое прямое отрицание астрологии в незаконченной и неопубликованной работе Disputatio contra iudicium astrologorum . Однако менее чем через два года он написал медицинский трактат Consiglio contro la Pestilenza., приписывая чуму звездам и используя талисман в качестве профилактического средства.
Окончательный отход от Савонаролы и возвращение к астрологии произошли, когда вождь яростно выступил против возвращения семьи Медичи в 1497 году. В неотправленном и неопубликованном письме Apologia Коллегии кардиналов Фичино приводит астрологические и платонические аргументы, чтобы доказать, что Савонарола одержим дьяволом. Именно в этом году, 23 мая, Савонаролу повесили и сожгли на том самом месте, где он ранее проводил печально известный Костер Тщеславия .
Вклад Фичино вышел далеко за рамки того, что он внес непосредственно в астрологию. Судебная астрология не была основным направлением деятельности Фичино. В основном он был теологом, и большая часть его работы была сосредоточена на желании жить жизнью, которая привела бы к Богу. Он провел всю жизнь, пытаясь показать, что обширное наследие герметических писаний не должно быть предано анафеме, а является идеальным спутником христианской религии. Он мало что оставил нам в области предсказательной астрологии, а то, что он оставил, часто было неточным или сомнительным. Хотя De Vita является замечательным достижением, большая часть его остается сомнительной и несколько отличается от выводов более поздних авторов, таких как Лилли и Калпепер. Однако эта книга богата символикой эпохи раннего Возрождения. Де Вита, наряду с любой другой книгой Фичино, обязательна к прочтению любому астрологу, ценящему традиции и способному по-настоящему оценить наследие этого удивительного человека.
Примечания и ссылки:
1 ]Марсилио Фичино, Эпистолы - Письма Марсилио Фичино , пер. Лондонский языковой факультет Школы экономических наук, 6 томов. (Лондон: Шеперд-Уолвин, 1975–1999), том 3, письмо 18.
2 ]Чарльз Бур в своем переводе работы Фичино « Книга жизни » во введении утверждает, что Фичино родился в 9 часов вечера, когда Сатурн был на восходе. Это невозможно и явно является ошибкой. Кажется вероятным, что Бур принял 21-й час за 9 вечера.
3 ]Клибанский, Панофски и Саксл, Сатурн и Меланхолия , стр.12.
4 ]Фичино имеет в виду « Проблемы », текст, который сейчас приписывают Псевдо-Аристотелю.
5 ]Фичино, Три книги о жизни , стр. 117. В примечании к этому утверждению Каске говорит, что это конкретное утверждение принадлежит только Фичино.
6 ]Там же, стр. 251.
7 ]Марсилио Фичино, Платоновское богословие , изд. Джеймс Хэнкинс, пер. Майкл Дж. Б. Аллен, том 1 (Кембридж, Массачусетс: Библиотека эпохи Возрождения I Tatti, 2001 г.), книга 4, глава 1:16
8 ]Г. П. Гулд в своем переводе « Астрономики » Леба говорит, что у Матернуса совершенно определенно была открыта копия пятой книги, когда он писал свою восьмую книгу « Матезис », стр. xiv.
9 ]Фичино, Три книги о жизни , стр. 239.
10 ]Фичино, Эпистолы - Письма Марсилио Фичино ., том 2, письмо 22. Ученые говорят, что эту переписку нельзя датировать с уверенностью, но что она была среди группы писем примерно 1474–1476 годов. Изучение эфемерид покажет, что наиболее вероятной датой для этого письма является середина марта 1476 года, что является одним из двух случаев, когда это соответствует астрологическим критериям, сформулированным Фичино. Другой вариант — февраль 1477 г., но из порядка публикации писем ясно, что это письмо датировано мартом 1476 г.
11]Там же, письмо 24.
12]Там же, письмо 24.
13]Там же, письмо 24.
14]Каске, «Изменение отношения Фичино к астрологии в De Vita Coelitus Comparanda, Письме Полициано и Апологии кардиналам», стр. 372.
15 ]Фичино, Эпистолы - Письма Марсилио Фичино , том 2, письмо 24.
16 ]Фичино, Эпистолы - Письма Марсилио Фичино , том 5, письмо 37.
17 ]Там же, т. 5, письмо 37.
18 ]Там же, т. 6, письмо 28.
19 ]Там же, т. 2, письмо 10.
20 ]Буркхардт, Цивилизация Возрождения в Италии , стр. 328.
Автор статьи - Сью Тухи — австралийский астролог со степенью в области истории и философии. В настоящее время она учится в магистратуре, исследуя историю астрологии и религиозной мысли. У Сью также есть степень по гомеопатии, и она использует знания во всех этих областях, чтобы углубить свое понимание астрологии. Ее основные области интересов связаны с традиционной астрологией и философией, и она стремится понять, как они способствуют нашему нынешнему пониманию этих дисциплин.
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь