Овен АЛХИМИЧЕСКАЯ МИСТЕРИЯ ЗОДИАКА КАК СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПУТЬ ИНДИВИДУАЦИИ
Знак Овна даёт первичный импульс к существованию. В знаке Овна Герой рождается в новом качестве. Он заявляет миру: «Я родился! Я – есть!» Он завоёвывает этот мир, утверждает себя, ищет своё место в новом для него мире и борется за него. Это – яркий пассионарий, он смел, горяч, импульсивен и безрассуден. Планетарный архетип Марса, управителя Овна, наделяет Героя храбростью и силой воина, даёт ему вкус и интерес к жизни. Благодаря влиянию Марса, Герой творит себя через энергичное практическое действие, воспламенение, но ему трудно справляться со своими инстинктивными и эмоциональными аффектами.
Алхимическая стадия, или операция, соответствующая знаку[1] Овна – Сalcinatio, или Прокаливание. Здесь нам представляется важным заметить, что у каждого из четырёх элементов есть своя собственная особая операция. Calcinatio – это операция огня (в то время как Solutio – воды, Coagulatio – земли, Sublimatio – воздуха). Следовательно, любой образ, в котором есть огонь, сжигающий или воздействующий на вещество, будет относиться к Сalcinatio, что даёт развитие целой богатой и сложной теме символики огня. Юнг продемонстрировал, что огонь символизирует либидо.[2] Чтобы определить смыслы, связанные с огнём и его действием, мы должны исследовать феноменологию образа в различных областях.
В «Двенадцати ключах» Валентина Василида мы находим следующий рецепт для Сalcinatio: «Возьмите жестокого серого волка, которого находят в долинах и горах мира, где он бродит, свирепый от голода. Бросьте ему тело Короля, и когда он поглотит его, сожгите его дотла на огромном костре. С помощью этой операции Король будет освобождён, и когда она произведена трижды, лев победил волка, и ему уже нечего больше поглощать. И таким образом наше тело подготовлено к первой стадии нашей работы».[3]
Безусловно, можно интерпретировать этот отрывок с точки зрения химии. Так, Рид соотнёс образ волка с сурьмой, которую средневековые алхимики называли «волком металлов», так как она «поглощает» или соединяется со всеми известными металлами, кроме золота. В описании очистки расплавленного золота, когда примеси выводятся в виде окалины, сурьму называют balneum regis, «королевской ванной».[4] Таким образом, текст отсылает нас к очистке золота путём троекратного плавления его вместе с сурьмой. Эта интерпретация верна с позиции химии, однако в ней не учитываются значения фантастических образов, проецируемых алхимиком на химический процесс. Они представляют собой психическую составляющую алхимии, которая имеет основной интерес для психолога и психотерапевта.
Смерть короля – время кризиса и перехода. С психологической точки зрения это означает гибель ведущего принципа сознания, высочайшего авторитета в иерархической структуре Эго. Смерть короля, таким образом, сопровождается регрессивным распадом сознающей личности. Такой разворот событий знаменует факт скармливания тела короля рыскающему в поисках добычи голодному волку. Это значит, что Эго поглощено ненасытными страстями души. Волк, в свою очередь, скармливается огню – так страсти уничтожают сами себя. После сошествия в ад Эго (король), подобно фениксу, возрождается, пройдя через очищение. Так же, как это происходит в волшебных сказках, троекратное повторение символизирует завершение временных процессов.[5] Утверждение о том, что «лев победил волка», соотносит льва с огнём, который уничтожает волка. Лев является «нижним Солнцем»,[6] зооморфной репрезентацией маскулинного принципа. Существуют алхимические изображения льва, пожирающего Солнце (см. рис. 2. Иллюстрация из алхимического трактата “Rosarium Philosophorum”[7]). Поскольку Солнце, король и лев являются эквивалентами, всё это означает пребывание сознания на животном уровне, где оно вынуждено сносить неукротимые энергии инстинктов.
Если мы соотнесём образ волка с природными страстями, льва – с силой Эго, а короля – с отчётливым объективным сознанием, мы получим нечто очень близкое по смыслу к стадиям трансформации инстинкта в том виде, в котором они сформулированы Эстер Хардинг – а именно, стадии аутоэротизма, Эго и Самости[1]. Хотя Хардинг использует эти термины для обозначения последовательно задействованных в ходе психологического развития центров сознания, они могут также пониматься как остаточные слои структуры психики человека, подвергающиеся реактивации. Скармливание короля волку, уничтожение волка огнём (львом) и возрождение короля из пламени в этом случае, вероятно, означают регрессию Эго на аутоэротическую стадию, затем следует стадия Эго, или персональной психики, и, наконец, возвращение к очищенному и расширенному сознанию.
В конечном счёте calcinatio приводит к определённому иммунитету в отношении аффекта и способности видеть архетипический аспект существования. В зависимости от той меры, в какой Эго человека связано с трансперсональным центром его бытия (Самостью), аффект переживается либо как небесный огонь (Святой Дух), либо как земной огонь – то есть, боль, вызванная фрустрацией желаний.
[1] Хардинг пишет: «На первой стадии... центральная инстанция Я, полностью находится во власти аутоэротических желаний. Я назвала этот центр «autos». На второй стадии Эго становится центром сознания, и инстинктивные драйвы трансформируются посредством утверждения их отношений к только что открытому сознанию Эго, которое в свою очередь говорит: «Я». На третьей стадии Эго перемещается со своего центрального положения, уступая по значению новому центру сознания, Самости, чей категорический императив берет окончательный контроль» (Harding M. Esther. Psychic Energy, Its Source and Goal, New York, 1947, pp. 23-24)
[1] В литературе можно найти множество различных систем соответствия алхимических операций знакам Зодиака, и многие из них противоречат друг другу. В данной статье приведены авторские соответствия алхимических стадий и знаков Зодиака. – Л.Сурина
[2] Юнг К.Г. Символы трансформации. / Предисловие, переод В.Зеленского. – М.: АСТ, 2009. – 731 с.
[3] Waite, trans., The Hermetic Museum, London, 1914, 1:325, а также Бергман Т. Т. Влияние иудейского мистицизма на концепцию школы Василида // Философские дескрипты. Барнаул. 2008. Вып. 7. С. 21-29.
[4] Read. Prelude to Chemistry. – An Outline of Alchemy, NY, 1937, p. 201.
[5]. Эдингер Э.. Эго и архетип. / Перев. с англ. В.В. Зеленского. – М.: Клуб Касталия, 2015. – 344 с.
[6] Юнг. К.Г. Mysterium Coniunctionis. / Перев. О. Чистяков. – М.: Рефл-Бук. Ваклер. 1997. – 676 с.
[7] “De Alchimia opuscula complura veterum philosophorum” Франкфурт, 1550 / Юнг К.Г. Психология переноса. / Перев. М. Собуцкого. – М.: Рефл-Бук. Ваклер. 1997. – 298 с.
[8] “De Alchimia opuscula complura veterum philosophorum” Франкфурт, 1550 / Юнг К.Г. Психология переноса. / Перев. М. Собуцкого. – М.: Рефл-Бук. Ваклер. 1997. – 298 с.
[9] Хардинг пишет: «На первой стадии... центральная инстанция Я, полностью находится во власти аутоэротических желаний. Я назвала этот центр «autos». На второй стадии Эго становится центром сознания, и инстинктивные драйвы трансформируются посредством утверждения их отношений к только что открытому сознанию Эго, которое в свою очередь говорит: «Я». На третьей стадии Эго перемещается со своего центрального положения, уступая по значению новому центру сознания, Самости, чей категорический императив берет окончательный контроль» (Harding M. Esther. Psychic Energy, Its Source and Goal, New York, 1947, pp. 23-24)
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь