Телец АЛХИМИЧЕСКАЯ МИСТЕРИЯ ЗОДИАКА КАК СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПУТЬ ИНДИВИДУАЦИИ
Что важно сделать, когда Герой родился? – Встать на ноги, укорениться, обрести устойчивость. Это и происходит в следующем пункте движения – земном знаке Тельца.
Телец символизирует обретение опоры, устойчивости, бессознательное обогащение и первую оценку ценностей.
Телец – это первый знак стихии земли, её проявление в зоне созидания. Здесь все качества земли выражены несколько утрированным образом; форма только что ощутила себя как таковая и совершенно не спешит с этим ощущением расстаться, она (в гармоничном варианте) себя празднует; это Собакевич Н. Гоголя. Телец стремится делать всё надёжно, фундаментально, прочно, уверенно. Любит вкусно поесть, удобно расположиться в пространстве. Форма – это то, благодаря чему мы, в конечном счёте, живём, и Телец ощущает это обстоятельство как ни один другой знак Зодиака. Развитый Телец ходит, смотрит, говорит и слушает с таким необыкновенным внутренним чувством, что окружающим сразу видно: он не существует, а живёт. Тонкие сущности вокруг него словно материализуются или рассыпаются в прах (в зависимости от их истинного содержания), а плотные формы одушевляются. О Будде (который был солнечным Тельцом) рассказывают, как однажды, путешествуя инкогнито, он остановился в кофейне. Однако хозяин её оказался внимательным человеком. "Я никогда ещё не видел, чтобы человек с такой любовью смотрел на кофейную чашечку!" – воскликнул он и понял, что перед ним Будда[1].
Планетарный архетип Венеры, управитель Тельца, даёт этому знаку эстетическое восприятие формы на всех уровнях, включая мыслеформы. Эстетика во многом определяет и этику Тельца. «Красивое» и «некрасивое» поведение для него не метафоры, а способ видения поступка. Когда Тельцу что-то не нравится, оно кажется ему именно некрасивым, хотя на самом деле его не устраивает, может быть, вовсе не эстетический момент («Он поступил некрасиво»). Телец низшей октавы эстетически не развит, но, тем не менее, необычайно капризен по части красоты на своём уровне понимания — и столь же упрям. На высоком уровне Телец ощущает и творит красоту форм как никто другой.
Каждый из нас в какой-то части своей жизни – Телец, и там нам нужны надёжность, устойчивость и уверенность в себе. Всё это даётся лишь через достаточно трудную работу, обеспечивающую материализацию наших желаний, потребностей и устремлений, и редко достигается в первой половине жизни.
Алхимическая операция, соответствующая знаку Тельца, – Coagulatio, то есть коагуляция, свёртывание, сгущение, уплотнение, затвердевание. По сути, coagulatio – это процесс, который превращает нечто в землю. Она тяжёлая, неизменная, обладает постоянной формой и расположением в пространстве. Она не может испаряться на воздухе или податливо принимать форму любого сосуда подобно воде. С точки зрения психического содержимого, стать землёй – значит конкретизироваться в данной определённой форме; а, следовательно, coagulatio имеет связь с Эго-структурами.
Coagulatio часто отождествляется с сотворением. В Turba Philosophorum (немецкий перевод 1613 года научного трактата Роджера Бэкона «Послание о тайных действиях искусства и природы») говорится: «Бог создал все вещи Своим словом, сказав им «Будьте», и они образовались из четырёх элементов – земли, воды, воздуха и огня, которые Он сгустил (то есть, подверг коагуляции)»[2]. Многие мифы о сотворении содержат явные образы coagulatio. В космогонических мифах североамериканских индейцев говорится о том, что мир был создан «земным ныряльщиком», который достал комки грязи из морских глубин[3]. Так, в мифе индейцев-чероки рассказывается: «Изначально животные толпились в небесном мире, а внизу был океан. Послали на разведку жука-плавунца, пометавшись по водной глади и не найдя пристанища, он нырнул в глубины. Тогда он принёс ком грязи, из которого, возникнув, разрослась земля. Когда земля просохла…, звери сошли на неё»[4].
В индуистской мифологии есть замечательный образ coagulatio: «Боги и духи взбивали океан молока, используя для пахтанья большую змею (Sesa-naga) в качестве верёвки и гору Мандару как мутовку»[5]. От этого вымешивания появились различные объекты, сгустившись подобно тому, как из сливок образуется масло. Психологическая амплификация к этому образу даётся в Упанишадах: «Как масло, скрытое в молоке, Чистое Сознание (vijnanam: состояние Атман, тождественное Брахману, чистое счастье), проживает в каждом существе. Оно должно постоянно взбалтываться разумом, служащим для него мутовкой».[6]
Мысль о том, что мир возник из сгущения в результате перемешивающих и сбивающих движений, выражена также Анаксимандром: «Было вечное движение, из которого возникло начало миров»[7]. Предполагалось, что это «вечное движение» – вихрь в «бесконечном» (апейроне), prima materia.
Мифы говорят нам о том, что процесс coagulatio обеспечивается действием (заныриванием, взбалтыванием, круговыми движениями). Это соответствует тому, что Фауст узнал от Мефистофеля: «Вначале было дело».[8] В психологическом отношении это означает, что активность и психическое движение способствуют развитию Эго. Таким образом, в шторме и напряжении действия маслобойка реальности укрепляет личность.
[1] Рамаяна. Пер. с санскр. С. Липкина \\ В кн. Махабхарата. Рамаяна. Библиотека Всемирной литературы. Серия Первая. Том 2. М. 1974.
[2] Овсянико-Куликовский Д.Н. Религия индусов в эпоху вед. / В сборнике: Избранные труды русских индологов-филологов. – М., 1962.
[3] Вернан Ж.-П. Новый образ мира / Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988. – 224 с.
[4] Гёте В. Фауст. / Перевод Пастернак Б. Вступ. статья и комм. Вильмонт Н. – М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1960.
[5] Ольденбург С.. Буддийские легенды. - Изд.:Digitalbooks, 1894. – 248 с..
[6] Бэкон Роджер. Избранное / пер. с лат. под ред. Лупандина И. — М.: Издательство Францисканцев, 2005. — 480 с.
[7] Элиаде Мирча. Мифы, сновидения, мистерии / – Киев: Рефл-бук, Валкер, 1996. – 587 с.
[8] Берёзкин Ю.Е. Мифология индейцев Латинской Америки: ретроспектива недавних исследований // Американские индейцы: новые открытия и интерпретации. – М.: Наука, 1996. – 652 с.
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь