«Со времен «Тимея» неоднократно утверждалось, что душа — это сфера. Как anima mundi, душа вращается вместе с мировым колесом, ступицей которого является Полюс. … Anima mundi — это на самом деле двигатель небес».
Собрание сочинений К.Г. Юнга, том 9 (часть 2): Aion: Исследования феноменологии Самости, пар. 212
Ее называли «мрачной богиней на периферии греческой религии» (1), чье происхождение предшествовало Древней Греции и привело к карийскому народу в Малой Азии (современная Турция). Там у нее было святилище в Лагине как у великой богини, которая приносила процветание людям и от их имени поддерживала тесные отношения с «карийским эквивалентом Зевса». (2) Аналогичным образом, ее поклонение в Древней Греции также делало большой акцент на ее особых отношениях с правителем горы Олимп. Гесиод в Теогонии изображал ее как всемогущую богиню. Она была титанидой, а не олимпийкой, и все же, хотя Зевс сверг ее сородичей, он решил предоставить ей особое положение, уменьшая силу всех других богинь. Зевс дал Гекате долю земли, моря и неба и сделал ее pantrophos (кормилицей) всех живых существ». (3) Если ее правильно призвать, говорит Гесиод, она принесет успех всем типам людей, особенно скотоводам, рыбакам, царям, политикам и т. д. Чтобы достичь этих целей, она должна сотрудничать с другими божествами и служить посредником между божественным царством и человечеством. Призывы Гекаты дают представление о ее возможной ключевой роли в сфере магии, которая позже станет выдающейся гранью ее характера. Эта незаменимая функция посредника лежит в основе ее архетипического значения. Уже на заре ее поклонения, как богини, правящей всеми мирскими сферами, она в решающей степени рассматривалась как божество, которое «может инициировать изменения во всем мире». (4)
Геката сыграла решающую роль в мифе о похищении Персефоны. В гомеровском гимне Деметре «Геката с блестящей вуалью услышала из своей пещеры», как Персефону похитил Аид. Гелиос, бог Солнца, был свидетелем этого события, в то время как Геката, напротив, только слышала его. Это создает связь между ней и царством бессознательного, символизируя ее близость с Луной — ночным светилом, которое наряду с Солнцем выступает свидетелями событий в мире.(5) Позже Геката сопровождала Персефону в ее ежегодном путешествии в Подземный мир, где Персефона должна была поддерживать свою супружескую связь с Аидом. Изображение Гекаты, пребывающей в пещере, уже обозначало ее божественное присутствие, которое связывало царства земли и подземного мира. Гомеровский гимн Деметре наглядно иллюстрирует отличительную черту Гекаты, появившейся среди ночи с двумя мерцающими факелами, чтобы утешить обезумевшую Деметру.
Геката считалась апотропеической, то есть обладала силой отвращать или предотвращать злые и негативные силы. Эта ассоциация была обусловлена ее ролью защитной богини, особенно в лиминальных местах и времени, таких как перекрестки, дверные проемы и темная луна. Ей поклонялись как богине рождения и смерти, что определяло самые значимые и опасные переходы из всех. Но ее святилища ( hekateia ) также символически защищали мирские пороги многочисленных афинских домов. У входа в Акрополь стояла трехликая Геката, вылепленная Алкаменом. Считалось, что она охраняет перекрестки, которые считались уязвимыми точками, где могли скрываться злые духи. Спутниками Гекаты были «беспокойные души, которым отказано во входе в Аид». (6) Во время новолуния «ужины» Гекаты предлагались на перекрестках, чтобы умилостивить духов и обеспечить гармоничный переход через эту временную границу. Геката защищала от распада, что символически связано со всеми видами пограничных сфер:
«Каждый предел – порог, перекресток, ворота, граница – по определению отделен от своего окружения. … сама граница должна рассматриваться как своего рода постоянный, хаотический Лимб; не связанный ни с одной из двух крайностей, которые она разделяет…» (7)
«Именно в промежутках между надежно определенными территориями (дом, святилище, город) и временем (новый и старый месяц) опасные духи набирались смелости нападать на неосторожных». (8)
Как хранительница ключей — еще один из ее важных атрибутов — Геката обеспечивала сохранность границ внутри ткани Космоса. Другими словами, она контролировала Хаос, устанавливая четкие границы. Она была той, к кому нужно было приблизиться, чтобы открыть врата в Подземный мир. В этой роли она стала ассоциироваться с колдовством и магией; ее особенно почитали фессалийские ведьмы. Когда Эней, легендарный герой и центральный персонаж эпической поэмы Вергилия « Энеида» , отправился в свое путешествие в Подземный мир, он попросил Сивиллу о помощи. Сивилла Вергилия, ища доступ в Аид, призвала и принесла жертву Гекате — «могущественной на Небесах и в Подземном мире». Именно Геката открыла врата, «когда земля раскололась, собаки залаяли, и богиня почувствовалась рядом». (9)
Будучи посредником между различными сферами и мирами, в эллинистические времена Геката стала более тесно ассоциироваться с Луной, особенно в среднеплатонической доктрине, представленной Плутархом и Апулеем. Они считали Луну «лиминальной точкой и передающей или посреднической сущностью между Чувственным и Умопостигаемым мирами». (10) Объясняя, умопостигаемый мир в неоплатонизме представляет собой нефизическую сферу неизменных и вневременных универсальных истин или форм, которые лежат в основе и порождают чувственный и материальный мир. Луна представлялась сферой демонов, а Геката была как их хозяйкой, так и Хозяйкой Луны. Согласно Порфирию, демоны выполняли различные функции, включая поддержание космического порядка, обеспечение гармонии космоса и передачу божественных влияний материальному миру. Они играли роль в связывании небесных сфер с земным царством. Гесиод описывал демонов как «бессмертных, но не божественных духов золотой расы, которые наблюдали за людьми». (11) Чтобы маг мог получить помощь демона, ему нужно было призвать Гекату для божественной помощи.
Труды и учения Порфирия показывают его вовлеченность и интерпретацию Халдейских Оракулов. Они были описаны как «божественные откровения в гекзаметрических стихах» и «последняя важная священная книга древности». (12) Важно, что Халдейские Оракулы приравнивали Гекату к Платонической Мировой Душе:
«Стоя на границе между умопостигаемым и чувственным мирами, действуя как барьер и как связующее звено между ними, мы находим сущность, олицетворенную как Геката… Она… кажется каналом, через который влияния сверху изливаются на физический мир. В Fr. 30 [Фрагмент 30 Халдейских Оракулов] она описывается как «источник источников, утроба, содержащая все вещи»» (13)
«Она одушевляла космос и людей, формировала связующую границу между божественным и человеческим мирами, способствовала высвобождению души в общении между человеком и богом». (14)
Согласно Оракулам, Душа пропитывается вечными божественными идеями и проецирует их на материальный мир. Геката «передавала Идеи и оживляющую субстанцию Души через космическую границу в чувственный мир». (15) Роль Гекаты или Души заключается в распространении божественных сообщений по видимому миру. Вечные Идеи передаются через «симболы» и «сунтематы», которые представляются как божественные эмблемы, размещенные по всей видимой вселенной. Эти эмблемы являются живым доказательством того, что существует космическая симпатия между божественными и человеческими сферами. Символами могут быть всевозможные объекты — камни, растения и даже звуки или слова. В руках теурга, духовного и религиозного практика, который стремился установить прямую связь с божественным и достичь духовного восхождения, символами служили для призывания божественных сил. Все это достигалось милостью Гекаты.
Более конкретно, теург вращал магическое колесо, называемое айнкс , которое было «золотым шаром, сформированным вокруг сапфира с выгравированным на нем символом». (16) Жужжащий звук этих айнкс символизировал космическую гармонию или музыку сфер, которые окутывали Душу. Таким образом, теург надеялся сформировать связь между богом или демоном, вызвать божественное прозрение или призвать бога в статую или медиума. (17) В храме Аполлона в Дельфах айнкс визуализировались как «языки богов».
Халдейские оракулы видели Гекату как поистине верховную богиню. Некоторые фрагменты особенно подтверждают это:
Фр. 51
Правая ведь сторона из частиц в пустоте производит каплю души порождающей, животворящую вкупе свет и огонь, и эфир, и само [бесконечное] небо. ». (18)
Но самое прекрасное изложение ее тройного превосходства над божественной сферой вечных идей, серебристым лунным царством и земным миром (включая Подземный мир) было выражено Порфирием в « Философии из оракулов» :
«Я прихожу, дева разных форм, странствующая по небесам, с лицом быка, трехглавая, безжалостная, с золотыми стрелами; целомудренная Феба, приносящая свет смертным, Илифия [богиня деторождения и родовых мук]; несущая три синтематы тройственной природы. В эфире я появляюсь в огненных формах, а в воздухе восседаю на серебряной колеснице. Земля управляет моим черным выводком щенков».
Геката представляет собой динамичный, творческий и мощный аспект вселенной.
О Лунных богинях и практике работы с ними у нас на канале рассказывали Алексей Северьянов и Илья Рагозин.
Примечания:
(1) Атанассакис, А. Н. и Волков, Б. М. (2013). Орфические гимны . JHU Press.
(2) Ларсон, Дж. (2007). Древнегреческие культы: руководство. Routledge.
(3) Робертс, Э. М. (2020). Боги подземного мира в древнегреческой религии: смерть и взаимность . Routledge.
(4) Там же.
(5) Атанассакис, А. Н. и Волков, Б. М. (2013). Орфические гимны . JHU Press.
(6) Джонстон, СИ (1990). Геката Сотира: исследование роли Гекаты в халдейских оракулах и связанной с ними литературе . Oxford University Press.
(7) Там же.
(8) Ларсон, Дж. (2007). Древнегреческие культы: руководство. Routledge.
(9) Джонстон, СИ (1990). Геката Сотира: исследование роли Гекаты в халдейских оракулах и связанной с ними литературе . Oxford University Press.
(10) Там же.
(11) Там же.
(12) Стоунман, Р. (2011). Древние оракулы: заставляя богов говорить . Издательство Йельского университета.
(13) Диллон, Дж. М. (1996). Средние платоники: исследование платонизма, 80 г. до н. э. — 220 г. н. э. Дакворт.
(14) Джонстон, СИ (1990). Геката Сотира: исследование роли Гекаты в халдейских оракулах и связанной с ними литературе . Oxford University Press.
(15) Там же.
(16) Там же.
(17) Там же.
(18) Майерчик, Р. (1989). Халдейские оракулы: текст, перевод и комментарии . Э. Дж. Брилл.
Практика с архетипами богинь есть на моих обучающих программах:
23 500 руб
Есть ли разница между "сильной женщиной" и "женщиной в силе"?
Безусловно. Первая пытается переть на собственной силе, которая конечна. Вторая может черпать силу из двух глубоких темных колодцев.
Первому из них имя Хаос.
Второму имя Эрос.
И сила эта бесконечна.
Эти колодцы можно найти в темном лесу, ступая по узкой тропе своих чувств и желаний, своей сути, своей природы. Но сделать даже несколько шагов бывает очень сложно. Но стоит только начать шагать и свернуть уже невозможно.
Так мы и становимся ведьмами. Или вспоминаем на глубинном дочеловеческом и бессловном, что есть эти темные воды, океан Тиамат, и что за Дух носился над этими водами еще до творения.
ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА:
Станете сильнее и устойчивее, найдя связь со своей животной природной и своим тотемом - животным силы;
Перестанете бояться и восхититесь своей глубиной, приняв свою Тень и позволив себе быть не идеальной, не правильной, а живой, настоящей, разной, яркой и сильной;
Вам будет хватать сил и энергии на все, что захотите и вы научитесь управлять ей;
ОТ 990 руб
Колесо года учит нас быть в созвучии с природой, которая обновляется каждый год и начинает новый цикл.
Мы можем соединиться с природными ритмами и получить силу всего живого, чтобы преобразиться и обновить свою жизнь.
Мы объединяем знания, практики и глубокие медитации, чтобы вы могли почувствовать и прожить каждую точку года и взять себе от этого:
- Осознания;
- Ресурсы (энергию, время, чувство обновления и чистоты);
- Удовольствие (от соприкосновения с высшими смыслами и медитативного путешествия за собственной силой)
- Новую жизнь (в которой вы слышите себя и чувствуете гармонию с миром);
- Нового себя (когда вы не боитесь перемен и смело создаете себе то будущее, которое действительно хотите).
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+79108271849
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь
авторизуйтесь