Великий Эпос о Гильгамеше, Том, Кто Видел Бездну , древнейший литературный шедевр, был утерян человечеством на 2000 лет. Стандартная версия эпоса была широко популярна около 1200 г. до н. э. на древнем Ближнем Востоке, а не только в Месопотамии, где он был создан. Он был написан клинописью, которая вышла из употребления около 300 г. до н. э. Следовательно, эпос исчез на века и был найден только в девятнадцатом веке, когда группа исследователей обнаружила руины древнего города Ниневия и, что самое важное, остатки библиотеки Ашшурбанипала, царя Ассирии. У царя была глиняная табличка с начертанным на ней эпосом о Гильгамеше.
Что же есть в «Эпосе о Гильгамеше», что так опьяняет читателей всех времен? Райнер Мария Рильке называл его «эпосом о страхе смерти» (1). Он считал ее «одним из величайших событий, которые могут случиться с человеком... Я погрузился в [него], и в этих поистине гигантских фрагментах я испытал степени и формы, которые принадлежат к высшим творениям, которые когда-либо создавало заклинающее Слово». (2)
В начале эпоса Гильгамеш, несмотря на то, что он на две трети божество и на одну треть человек, описан как неразвитый тиран и насильник, который претендует на право первой ночи у невест города Урук. Его человеческое происхождение довольно темное, так как он сын жрицы и мужчины-демона или Лил-лу, этимологически связанного с Лилит. (3) Чтобы спасти народ Урука от гнета Гильгамеша, боги решают создать Энкиду, который будет равным герою и его спутником:
«Пусть он сравняется с бурей своего сердца,
пусть они состязаются друг с другом, чтобы Урук отдохнул» (все цитаты из эпоса взяты из перевода Эндрю Джорджа)
Энкиду — дикий человеко-зверь, покрытый волосами. Его нужно заманить в цивилизованный мир, обменяв его природу на культуру. Эта задача ложится на священную блудницу или иеродулу, которая занимается с ним любовью шесть дней и семь ночей. В результате Энкиду теряет свою животную природу, но обретает сознание. Тем временем Гильгамешу снится сон, предвещающий ошеломляющие события, которые повлечет за собой прибытие Энкиду:
«Звезды небесные появились надо мной,
как камень с неба, упавший передо мной.
Я поднял его, но он оказался слишком тяжел для меня,
я попытался покатить его, но не смог сдвинуть с места».
Благодаря своей дружбе с Энкиду Гильгамеш может исполнить свою судьбу строителя города, но для этого ему нужна древесина. Он решает отправиться в путешествие, чтобы добыть ливанские кедры, которые были очень востребованы на Ближнем Востоке из-за своего высокого качества. Энкиду пытается отговорить его, но тщетно. Кедровый лес охраняет могущественное чудовище Хумбаба, которого Гильгамеш и Энкиду убивают, после чего они приступают к вырубке всего леса. Гильгамеш не задается вопросом, является ли полная вырубка леса правильной ценой за строительство грандиозного дворца в городе. Имперские амбиции царя приводят к разрушению природы и последующему гневу богини-матери.
Когда победоносные герои возвращаются в Урук, богиня Иштар влюбляется в Гильгамеша, но он отвергает ее самым жестоким и циничным образом. Что случилось с героем, который в другом мифе (включенном в приложение к эпосу) помог богине избавиться от незваных гостей, вторгшихся на ее священное дерево Хулуппу , и который получил от нее дары взамен? Клюгер намекает здесь на конфликт между солнечным богом Шамашем и богиней Иштар. Цивилизация и ее мужской порядок означали ослабление богини и уменьшение ее роли. Именно Шамаш отверг Гильгамеша в его стремлении срубить кедровый лес и убить Хумбабу. Богиня презрительно «поставлена на место» Гильгамешем. Разъяренная, она обращается к богу Ану:
«Отец, дай мне, пожалуйста, Быка Небес,
чтобы в его жилище я могла убить Гильгамеша!
Если ты не дашь мне Быка Небес,
я разобью [врата Преисподней, вплоть до] его
жилища,
миру подземному я дам [освобождение],
я подниму мертвых, чтобы поглотить живых,
я сделаю так, что мертвых будет больше, чем живых».
Иштар — всеобъемлющая богиня; она — жизнь, включающая смерть, она правит как землей, так и звездным царством. Эта универсальность запечатлена в чудесном гимне Иштар, который цитирует Клюгер в своей книге:
«Ты, владычица всех владычиц и богиня всех богинь, / Тебя я умоляю. / Иштар, царица всех земель, правительница людей, / Сильна ты, высокая императрица. / Да святится имя твое. / Ты источник света для небес и земли, / ты сильная дочь Греха. / Ты направляешь оружие воина, / И готовишь арену для битвы. / Владычица, чье великолепие и величие превосходит всех богов! / Звезда, ты, шум битвы, / Ты, что вносишь раздор среди братьев, которые прежде жили в мире и согласии, / Ты, что предаешь завет дружбы и любви, / Владычица поля битвы, ты, что переворачивает горы, / Где нет твоего имени и твоих заповедей? / Ты велика, ты великолепна. / Ты сильнейшая из всех правителей, что ведет царей под уздцы, как коней, / Ты открываешь утробы бесплодных женщин, / Богиня мужчин, Иштар женщин! / Чье решение никто не может предсказать. / Там, куда ты посмотришь, мертвые снова оживают, страдающий встает с одра болезни, / И тот, кто сбился с пути, снова находит верный путь, когда он видит твой лик. / Ирнини, слава, и ты, грозный лев, да обретет твое сердце покой. / Ты, дикий бык ярости, да умиротворится твоя душа. / Пусть твои глаза милостиво остановятся на мне. / Ты в своем сиянии взгляни на меня с благодатью. / Иштар велика, Иштар - царица. / Госпожа полна славы, госпожа - царица. / Ирнини, дочь Сина, ты, сильная, нет никого, равного тебе».
Эмблемой Иштар была восьмиконечная звезда. Это чистое предположение с моей стороны, но разве мы не могли бы рассматривать звездный сон Гильгамеша как предвестник гнева Иштар и последующей смерти Энкиду? Убийство Небесного Быка героями приводит богов в ярость. Следующей ночью Энкиду видит сон, в котором Ану, Эа и Шамаш решают, что он должен умереть. Зловещий сон сбывается; Энкиду тяжело заболевает и погибает.
Гильгамеш впадает в глубокий траур. Он сидит у тела своего товарища, пока белая личинка не выползает из ноздри Энкиду. Он получает горький урок о смерти:
«Никто не видит Смерти,
никто не видит лица [Смерти],
никто не [слышит] голоса Смерти,
Смерти столь свирепой, которая рубит людей на части».
Гильгамеш решает отправиться в опасное путешествие на поиски Утнапиштима, которого боги сделали бессмертным после великого потопа. Имя Утнапиштим означает «тот, кто нашел жизнь». Путешествие чрезвычайно опасно, оно напоминает нисхождение в подземный мир. Клюгер замечает, что Гильгамеш начинает молиться богу луны Сину, чтобы тот спас его, оставив бога солнца Шамаша на время этого приключения. По пути к жилищу Утнапиштима он встречает мужчину-скорпиона и женщину-скорпиона, которые являются хранителями мифической горы, под которой солнце (Шамаш) садится каждую ночь.
Гильгамеш хочет узнать у выжившего после потопа, как победить смерть. Утнапиштим рассказывает ему, как найти подводное растение, которое даст ему вечную молодость. Гильгамешу удается получить растение, но ненадолго. Его хватает змей и возвращает в глубины. Герой возвращается в Урук с пустыми руками, по-видимому, побежденный. По мнению ученых Гарварда, этот эпизод демонстрирует «границы человеческой жизни между миром животных и миром богов». Гильгамеш, похоже, обрел мудрость, которой ему не хватало в начале истории. Он прикоснулся к божественному и достиг бессмертия, пусть и ненадолго. Он испытал человеческую боль утраты и смерти. Как прекрасно резюмирует Клюгер:
«Он снова начал свою жизнь на земле, приняв и включив в нее смерть. Бог на две трети подчинился человеческому существованию, а человек на одну треть испытал божественное».
Не менее важно, что Гильгамеш был не только героем истории, но и ее писателем. Он записал свою собственную историю и спрятал ее в городских стенах, таким образом, наконец, достигнув бессмертия, к которому он тщетно стремился. В конце эпоса Гильгамеш достигает статуса мудрого царя:
«Мудрость, которую он получил на краю земли от пережившего Потоп Утанапишти, позволила ему восстановить храмы страны и их ритуалы до идеального состояния допотопного совершенства». (4)
По материалам symbol reader
(1) Эпос о Гильгамеше , новый перевод, переведенный с предисловием Эндрю Джорджа, Penguin Classics 1999
(2) https://www.theguardian.com/books/2004/oct/16/featuresreviews.guardianreview26
(3) Ривка Шерф Клугер, Архетипическое значение Гильгамеша: современный древний герой
(4) Эпос о Гильгамеше , новый перевод, переведенный с предисловием Эндрю Джорджа, Penguin Classics 1999
Практика с архетипами богов и героев есть на моих обучающих программах:
23 500 руб
Есть ли разница между "сильной женщиной" и "женщиной в силе"?
Безусловно. Первая пытается переть на собственной силе, которая конечна. Вторая может черпать силу из двух глубоких темных колодцев.
Первому из них имя Хаос.
Второму имя Эрос.
И сила эта бесконечна.
Эти колодцы можно найти в темном лесу, ступая по узкой тропе своих чувств и желаний, своей сути, своей природы. Но сделать даже несколько шагов бывает очень сложно. Но стоит только начать шагать и свернуть уже невозможно.
Так мы и становимся ведьмами. Или вспоминаем на глубинном дочеловеческом и бессловном, что есть эти темные воды, океан Тиамат, и что за Дух носился над этими водами еще до творения.
ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА:
Станете сильнее и устойчивее, найдя связь со своей животной природной и своим тотемом - животным силы;
Перестанете бояться и восхититесь своей глубиной, приняв свою Тень и позволив себе быть не идеальной, не правильной, а живой, настоящей, разной, яркой и сильной;
Вам будет хватать сил и энергии на все, что захотите и вы научитесь управлять ей;
ОТ 990 руб
Колесо года учит нас быть в созвучии с природой, которая обновляется каждый год и начинает новый цикл.
Мы можем соединиться с природными ритмами и получить силу всего живого, чтобы преобразиться и обновить свою жизнь.
Мы объединяем знания, практики и глубокие медитации, чтобы вы могли почувствовать и прожить каждую точку года и взять себе от этого:
- Осознания;
- Ресурсы (энергию, время, чувство обновления и чистоты);
- Удовольствие (от соприкосновения с высшими смыслами и медитативного путешествия за собственной силой)
- Новую жизнь (в которой вы слышите себя и чувствуете гармонию с миром);
- Нового себя (когда вы не боитесь перемен и смело создаете себе то будущее, которое действительно хотите).
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+79108271849
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь
авторизуйтесь