«…уметь думать эмоциями и чувствовать разумом…»
Фернандо Пессоа
«Пусть ваши суждения развиваются спокойно и невозмутимо, и это развитие, как и всякий прогресс, должно исходить из глубины души и никоим образом не может быть навязано или ускорено».
Райнер Мария Рильке, Письма молодому поэту
Мы начали наше визуальное путешествие по Зодиаку с Овна, а теперь мы приходим в точку, противоположную инстинктивной сфере Овна, и сталкиваемся с неодушевленным объектом – весами (единственным неживым существом в Зодиаке). Овен просто действует, Весы судят, размышляют и только потом делают выбор. По сути, в ранней месопотамской астрологии название Весы даже не использовалось: этот знак был объединен со знаком Скорпиона. «Как будто наша благородная способность суждения возникла из чего-то гораздо более древнего, более архаичного и более примитивного», – комментирует Лиз Грин в «Астрологии судьбы» . Сирло добавляет интересное наблюдение в свой «Словарь символов» :
… весы имеют две тенденции, символизируемые двумя симметрично расположенными чашами, одна из которых тяготеет к Скорпиону (обозначающему мир желаний), а другая — к знаку Девы (сублимация).
ХАОС И ПОРЯДОК
Глядя на это изображение Весов, я не могу не думать о воздушном пузыре, образовавшемся на поверхности океана смолы. Из четырех углов картины черная лава грозит засосать ее обратно в бездну. Порядок извлекается из хаоса и кажется очень тонким, хрупким и временным. Гармония, равновесие и симметрия достигаются большой ценой и только на короткое время. «Вы должны иметь хаос внутри себя, чтобы родить танцующую звезду», — сказал однажды Ницше, и я думаю, что эта цитата имеет много общего с Весами. На картине вы действительно можете увидеть прекрасную семиконечную звезду между рогами Хатор; семь — число совершенного порядка и примирения духа (три) и материи/земли (четыре). Согласно Библии, мир был создан за семь дней. В числе семь божественный порядок объединяется с земным порядком.
МЫШЛЕНИЕ И ЧУВСТВОВАНИЕ
Джофра фокусируется на архетипическом балансе Весов между головой и сердцем, интеллектом и чувством. В юнгианской психологии функция мышления образует оппозицию и компенсирует функцию чувств. Также в Каббале сефира Ход, которая управляет интеллектом, стоит напротив Нецах (чувства), которая расположена у подножия столпа милосердия. На картине функция чувств представлена богиней Хатор (она олицетворяет богиню Венеру, которая управляет знаком Весов), в то время как функция мышления представлена Тотом с головой ибиса, египетским аналогом римского бога Меркурия и греческого Гермеса. У Юнга было очень специфическое понимание концепции чувства, продемонстрированное в следующем отрывке из « Психологических типов» :
Чувство — это, прежде всего, процесс, который происходит между эго и данным содержанием, процесс, более того, который придает содержанию определенную ценность в смысле принятия или отвержения («нравится» или «не нравится»); … Чувство, таким образом, является полностью субъективным процессом. … Следовательно, чувство — это также своего рода суждение, отличающееся, однако, от интеллектуального суждения тем, что оно не нацелено на установление интеллектуальной связи, а занимается исключительно установлением субъективного критерия принятия или отвержения. … Когда интенсивность чувства увеличивается, возникает аффект, который является состоянием чувства, сопровождаемым ощутимыми телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает никаких ощутимых физических иннерваций, т. е. столько же или столько же, сколько и обычный мыслительный процесс. … так же, как мышление выстраивает сознательные содержания под понятиями, чувство располагает их в соответствии с их ценностью.
Этот отрывок показывает суть суждения Весов: оно может основываться на объективных интеллектуальных критериях или на субъективной системе ценностей. Я думаю, он очень хорошо объясняет, что «чувство» Весов имеет воздушное, рациональное качество, которое сильно отличается от обычного аффекта, который, в свою очередь, имеет отчетливое физиологическое чувство.
ВЕСЫ МААТ
Центральным символом всей картины являются весы: левая с пером Маат, правая с сердцем. Мифология Весов имеет прежде всего египетские корни. Концепция маат была центральной в египетской философии. Она означала Порядок. Следующая цитата взята из книги « Искусства и гуманитарные науки сквозь эпохи: Древний Египет» под редакцией Блейберга и других :
Египетский философский взгляд на существование основывался на идее, что все существование было либо упорядоченным, либо хаотичным. Порядок назывался маат, а хаос — исфет . Маат охватывал физический мир, политические условия и этическое поведение. В физическом мире маат означал, что солнце всходило и садилось в определенном порядке. Маат также означал, что Нил регулярно затапливал Египет и обеспечивал плодородие сельскохозяйственных полей. В политике маат означал, что истинный царь сидел на троне и обеспечивал порядок в Египте. В египетской мысли маат зависел от правильного личного поведения. Фактически правильное личное поведение обеспечивало преданность царю, что, в свою очередь, поддерживало упорядоченный физический мир. Для людей маат также означал говорить правду и справедливо обращаться с другими в дополнение к подчинению власти. В конечном счете, человек, который поддерживал маат своими действиями, мог войти в загробную жизнь в качестве награды.
…египтяне считали, что сердце — орган мышления. Однако египетские философы советовали, что молчаливый человек, который игнорирует свои эмоции и думает, прежде чем действовать, — это идеал. Противоположностью молчаливого человека был разгоряченный человек, который немедленно подчинялся своим эмоциям, не уделяя должного внимания своим действиям. Большая часть египетской философии советовала избегать импульсивных действий без раздумий.
Справедливость, принцип любой философской системы, также была частью правильного порядка, который гарантировал маат. Премьер-министр, в чьи обязанности входило отправление правосудия, был жрецом Маат... Судебные решения также установили, что одна сторона была «той, кто совершает маат», и, следовательно, невиновной стороной.
Маат предписывала правильное и подобающее поведение во всех социальных ситуациях, а также в отношениях, которые в астрологии попадают в сферу Весов. Маат была особенно неотъемлемой частью Книги мертвых, и именно на этой части мифа Джофра фокусируется в своей картине. Сердце умершего взвешивается против символа маат (перо обозначало истину в египетских иероглифах). Если они были в равновесии, мертвым разрешалось войти в загробную жизнь. Маат также олицетворяла космический порядок и небесную гармонию. Перо как ее символ обозначает духовную легкость, понимаемую как карма, которая тяготит человека. Страусиное перо было известно своей симметрией и гармонией божественного замысла. Обладание маат означало быть настроенным как на земную, так и на космическую гармонию, быть свободным от негативной кармы, иметь сердце таким же легким, как перо. Неудача испытания Маат означала, что сердце бросали на съедение чудовищу Аммиту — наполовину льву, наполовину бегемоту и наполовину крокодилу. Результаты суда были записаны Тотом.
РОЗОВЫЙ КРЕСТ
Весы на изображении украшены Розовым Крестом. Розенкрейцерство было тайным обществом, которое, помимо прочего, отстаивало равновесие между головой и сердцем. Символизм Розового Креста чрезвычайно богат. Нумерологически он резонирует с числом четыре, символизирующим земное пространство и организацию. Следующие цитаты взяты из «Краткого исследования символа Розового Креста», написанного членом ордена розенкрейцеров, бр. Томасом Д. Уоррелом:
Роза… одновременно является символом чистоты и символом страсти, небесного совершенства и земной страсти; девственности и плодородия; смерти и жизни. Роза — цветок богини Венеры, но также кровь Адониса и Христа. Это символ трансмутации — взятия пищи из земли и превращения ее в прекрасную ароматную розу. Розовый сад — символ Рая. Это место мистического брака. В Древнем Риме розы выращивали в погребальных садах, они символизировали воскрешение. Шипы представляли страдания и жертвы и исход из Рая.
Роза также использовалась как знак молчания и тайны. Слово sub rosa «под розой» относится к требованию осмотрительности всякий раз, когда роза подвешивалась к потолку на собрании. В мистериях розы были священными цветами Исиды. Это также цветок ее сына Гарпократа или младшего Гора, бога молчания. Это цветок Венеры, богини любви.
По мнению Сирло, роза символически соответствует мандале. Красота ее формы неоспорима и говорит сама за себя. Множество лепестков розы символизируют раскрытие души. Ее также можно рассматривать как символ божественной женственности. Красная роза символизирует пробужденные инстинкты, в то время как белая лилия в нижней части картины вызывает ассоциации со спокойствием, гармонией и очищением чувств.
АНКХ, СИСТР И ЛЕМНИСКАТА
Бог и богиня держат предметы, имеющие большое символическое значение. У Хатхор систрум (разновидность погремушки), у Тота – анкх. Пэт Ремлер очень интересно пишет о систруме в своей книге «Египетская мифология от А до Я» . Систрум трясли, чтобы почтить богов и отогнать злых духов (чтобы отогнать силы хаоса). Его также могли использовать как орудие наказания – грешники могли ослепнуть перед его силой. Анкх – довольно загадочный символ. Иероглиф означает «жить», и популярное толкование приравнивает его к вечной жизни. Это Ключ Жизни и Творения, жизненная сила как таковая. Это гармоничное сочетание мужских (Т-образный крест) и женских (круг) полярностей. Он символизировал союз Исиды и Осириса. Анкх также был дыханием жизни, как можно увидеть на этом изображении, где богиня помещает его перед ноздрями фараона:
Анкх резонирует с лемнискатой (символом бесконечности), изображенной в верхней части картины. Это символ бесконечной мудрости циклов, которые создают равновесие во вселенной. Инь/Ян прекрасно переданы с помощью струек воздуха, напоминая нам, что Весы — воздушный знак, а равновесие противоположностей никогда не может быть высечено на камне, оно подвержено вихрям.
ДВА СФИНКСА, ХРУСТАЛЬНЫЙ КУБ И ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Два ассирийских сфинкса образуют пару противоположностей: один мужской, другой женский. Сфинкс, будучи символом целостности, показывает единство человека и зверя, сознания и бессознательного. Весы — знак партнерства: именно в партнерстве, во встрече с другим, достигается человеческая целостность и индивидуализация. Роза (душа) рождается из этого союза. Сфинксы охраняют алтарь в форме куба. Прозрачный куб — краеугольный камень проявленной реальности, в его центре лежит золотой круг или философский камень (цель индивидуации, нерушимая духовная сущность). Джофра говорит:
Если бы куб был раскрыт, шесть поверхностей образовали бы христианский крест, а золотой эмбрион лежал бы в центре креста, что является прямой отсылкой к вере розенкрейцеров, где роза также помещается в центр креста...
Наконец, шахматная доска, с одной стороны, является выражением взаимодействия противоположностей, но с другой — намекает на способность стратегического мышления, характерную для Весов.
Гармония и симметрия, достигнутая в картине, необычайна. Каждый элемент резонирует с другим; картина представляет собой ряд сопоставлений, резонансов и контрапунктов. Однако в повседневной жизни «любой порядок — это уравновешивающий акт крайней неустойчивости», как однажды написал Вальтер Бенджамин. Сердцем изображения является чистый свет Самости — противовес силам хаоса.
Более подробно мистерия Зодиака раскрывается на курсе Лидии Суриной Юнгианская астропсихология
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+79108271849
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь
авторизуйтесь