И опять Купала.
Люди, живущие сельским укладом, не знали календарей. Они знали Солнце, его движение и влияние на повседневную жизнь. Поэтому Купало-Купала-Вяликдень всегда был праздником Высокого солнца – летним солнцестоянием. А в честь какого императора, цезаря или фюрера назывался этот месяц – им не было дела. Вообще от слова совсем.
Интересным свидетельством тому является текст «Письма запорожцев турецкому султану», то ли реального исторического документа, то ли литературного произведения 17 века. Читаем его финальные строки: «Числа не знаемъ, бо календаря не маемъ, місяць у небі, а годъ у книжиці, а день такий у насъ якъ у васъ, поцілуй за се въ ось куди насъ! « (Цитата по списку Н.И. Костомарова) Это 17 век и победившее христианство, не забываем.
А после крещения Руси христианство вступило в долгую борьбу с язычеством. Не буду размышлять об итогах этой борьбы (ст. 148 УК РФ ибо), но одним из методов оной являлось натягивание совы языческих праздников и обычаев на глобус христианской «новой нормальности» и создание тогдашней «пост-правды». Или вы всерьез думали, что это началось с ковида?
Языческие праздники пытались наполнить христианским содержанием. Говоря языком исследователя – социоформа наполнялась новым содержанием. И как ислам сумел наполнить новой начинкой Новруз-байрам, так и христианство наполнило Купалу. А что? Слово «Купала» созвучно со словом «купать». А что делал Иоанн Креститель? Крестил (спасибо, кэп). Как он это делал? Макал в воду. То есть купал. Вот и пусть Купала, когда, помимо всего прочего, половина ритуалики проходит в воде, станет днем Иоанна Крестителя. Иоанна Купающего. Ивана Купающего. Иван Купала.
Так к слову «Купала» примостился Иван. Так День Высокого солнца стал Иваном Купалой. Социоформу наполнили иным содержанием.
А потом начался бардак с юлианским и григорианским календарями. И 21-22 июня стало 7-8 июля. Но Солнцу – автору как социоформы, так и первого наполнения – было все равно. И оно по-прежнему решило проходить свое Летнее Стояние как ему комфортнее, а не как решили за него.
Теперь же в эту социоформу пытаются втиснуть новое содержание. Лет несколько назад придумали день Петра и Февронии, а теперь вот Путин объявил этот день праздничным.
Я не изучал их историю. Наверное, надо это сделать. В летописных источниках Петр как князь вообще не упоминается. Единственный источник - «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии» - датирован примерно 1540-м годом.
А из-за чего весь сыр-бор, вы спросите?
Вопрос в доверии.
Можно доверять источнику 16-го века, который описывает события 13-го. Локальному источнику. Как убедится в его правоте – вопрос к источниковедам.Можно доверять Книге Книг. Это название она получила из-за того, что в мировом масштабе это самое издаваемое произведение. Как убедится в его правоте – вопрос к источниковедам.
Можно доверять Солнцу. Как убедиться в его правоте? Вертикально вбить в землю шест несколькометровой длинны и в течение года в фиксированное время измерять длину его тени. Как поступали те, кто жил за тысячелетия до письменных источников. Ни к кому обращаться не нужно.Думал, чем закончить. Почему-то вспомнилось Евангелие от Матфея –«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9: 17).
Электронный адрес:
shool@amalgama660.ru
kseona418@gmail.com
Телефон:
+79108271849
+74999385919
Вся представленная информация на сайте и на учебной платформе является объектом интеллектуальной собственности школы и защищена статьей 1259 ГК РФ.
ИП Трусова Юлия Евгеньевна
ИНН 760908215400
ОГРНИП: 320762700036167
авторизуйтесь
авторизуйтесь